Масс-спектрометрия позволит быстро обнаружить стафилококк

Дата публикации: 17.01.2012, Дата изменения: 17.01.2012

Исследователи из Института технологий Джорджии (Georgia Institute of Technology) и Центров по контролю и предотвращению заболеваний (CDC), США, разработали новый лабораторный тест, позволяющий быстро выявить присутствие в организме человека золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Детали этой работы описаны в статье, опубликованной в январском номере журнала Molecular and Cellular Proteomics.

Быстрая и точная диагностика инфекции, вызванной S.аureus, необычайно важна, поскольку эта бактерия вызывает широкий спектр заболеваний, как острых, так и хронических, которые нуждаются в скорейшем начале лечения с применением правильного антибиотика. Однако проведение существующих на сегодняшний день диагностических тестов занимает 1-2 дня. Новый предложенный учеными тест использует масс-спектрометрию для определения S.аureus даже при малой концентрации в течение нескольких часов.

Принцип нового теста состоит в использовании бактериофагов — вирусов, поражающих бактерии. Ученые ввели в культуру клеток, инфицированную стафилококком, некоторое количество специфичных для S.аureus бактериофагов, помеченных изотопом азота-15. Бактериофаги инфицировали клетки стафилококка, и через 2 часа исследователи разложили белковую оболочку фагов на составляющие пептиды с помощью фермента трипсина. После этого образец был проанализирован с помощью жидкой хроматографии и масс-спектрометрии — выявляя помеченные изотопом пептиды, составлявшие оболочку бактериофагов, ученые смогли измерить концентрацию бактерий стафилококка в исследуемом образце.

«Скорость и точность нашего теста особенно поможет в ситуации, когда большое количество людей необходимо быстро проверить на наличие бактерии за короткое время, — говорит один из авторов теста, доцент из Школы химии и биохимии Джорджии, Факундо Фернандес (Facundo Fernández). — Также его весомыми достоинствами являются низкая стоимость требуемых реагентов и легкая доступность спектрометров для лабораторий. Новый тест также уменьшает степень участия человека в диагностике, что снижает шанс неправильной субъективной интерпретации результатов исследования, что иногда случается в настоящее время». Ученые также надеются усовершенствовать разработанную ими методику, чтобы определять не только наличие стафилококка в организме, но и оценивать его устойчивость и чувствительность к различным антибиотикам.

Ссылки по теме:

Viable Staphylococcus aureus Quantitation using 15N Metabolically Labeled Bacteriophage Amplification Coupled with a Multiple Reaction Monitoring Proteomic Workflow - Molecular and Cellular Proteomics, 01.01.2012

Золотистый стафилококк может стать причиной летального исхода при гриппе у детей - 08.11.2011

Золотист и очень опасен - 19.03.2010