Свиной грипп затаился в корейских свиньях

Дата публикации: 14.09.2012, Дата изменения: 14.09.2012

Американские ученые выяснили, что обитающие на фермах Кореи свиньи переносят штамм вируса гриппа, который гораздо более заразен и более летален (по крайней мере, для животных), чем экспериментальный штамм «птичьего» гриппа H5N1, полученный голландскими учеными в прошлом году.

Роберт Уэбстер (Robert Webster) и его коллеги из Исследовательского детского госпиталя Св. Иуды (St. Jude Children’s Research Hospital) в Мемфисе, США, поместили вирус гриппа H1N2 из легких свиньи, забитой в Южной Корее в 2009 году, в нос и горло трем крысам. Все три крысы скончались, что крайне обеспокоило ученых, поскольку грипп у крыс протекает примерно так же, как и у человека. Более того, вирус передался по воздуху к крысам, сидящим в соседних клетках, и убил еще двух животных. При этом вирус дважды мутировал, стал более заразным и быстро размножающимся. При помещении этого вируса в культуру клеток человеческого легкого, он вызвал их поражение, сопоставимое с летальной пневмонией.

Ученые предполагают, что оригинальный вирус H1N2 все еще циркулирует между фермами Южной Кореи. К счастью, пока не было отмечено ни одного случая заболевания человека. Эксперты объясняют это прошедшими в 2009 году эпидемиями «свиного» гриппа, обладающего тем же поверхностным белком H1 и оставившего после себя иммунитет. Однако со временем этот иммунитет ослабнет.

Исследование американских ученых снова поставило вопрос о безопасности проведения экспериментов с мутациями вируса гриппа и публикации их результатов. Подобные исследования штамма H5N1 в начале этого года вызвали бурные дискуссии. Однако 8 признанных американских экспертов по изучению гриппа, единогласно высказавшихся ранее против публикации результатов исследования H5N1, теперь настаивают на дальнейшем изучении штамма H1N2. Они подчеркивают, что ученым необходимо понять, какие именно мутации делают этот штамм особенно опасным, и отслеживать его распространение между корейскими свиньями. Эксперты также подчеркивают необходимость контроля за состоянием здоровья свиней на американских фермах и их владельцев. В этом году уже 297 жителей США заразились от свиней вирусом гриппа H3N2, 16 из них были госпитализированы, а 1 человек скончался. Заболеваемость регистрируется уже в 13-ти штатах США, наибольшее число случаев заболеваний отмечено в Огайо и Индиане.

Роспотребнадзор также отреагировал на эти сообщения. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опубликовала на своем сайте временные руководства для врачей и администраций школ, связанные с возможными вспышками вариантного вируса гриппа H3N2. На сайте также можно ознакомиться с перечнем мероприятий по подготовке к эпидсезону гриппа и ОРВИ в 2012-2013гг. и эпидситуации по заболеваемости гриппом, вызванным вирусом H3N2. Согласно документу, в России уже началась кампания по иммунизации населения против гриппа, прежде всего детей и взрослых из числа групп высокого риска инфицирования. Для иммунизации населения закуплены отечественные вакцины «Гриппол плюс» (для детей — около 12,49 млн. доз) и «Гриппол» (для взрослых — около 20 млн. доз). Роспотребнадзор продолжает отслеживать ситуацию по заболеваемости гриппом, вызванным вирусом H3N2 в США.

Virulence and transmissibility of H1N2 influenza virus in ferrets imply the continuing threat of triple-reassortant swine viruses — Proceedings of the National Academy of Science, doi: 10.09.2012, 10.1073/pnas.1205576109