В лабораториях смогут синтезировать настоящий человеческий коллаген

Дата публикации: 27.09.2012, Дата изменения: 27.09.2012

Исследователи из Университета Райса (Rice University), в Хьюстоне, США, еще на один шаг приблизились к синтезу человеческого коллагена в лабораторных условиях. Они создали компьютерную модель для расчета наиболее устойчивой структуры для синтезируемого коллагена. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Доцент химии и биоинженерии Джеффри Хартгеринк (Jeffrey Hartgerink) написал компьютерную программу, которая предсказывает наиболее стабильную структуру для коллагеновых цепочек размером в несколько нанометров. В природе эти цепочки объединяются между собой и образуют соединительную ткань. «Коллаген — удивительный белок, — говорит г-н Хартгеринк. — По своей структуре он похож на спираль ДНК, но не с двумя, а с тремя цепочками, состоящими из пептидов. В ходе нашего исследования мы попытались расшифровать его „код“, т.е. ту последовательность положительно и отрицательно заряженных аминокислот, которая дает наиболее стабильную трехмерную структуру».

По словам ученых, коллаген также уникален тем, что не просто соединяет клетки между собой. К нему прикрепляются особые белки, к которым, в свою очередь, прикрепляются клетки. В зависимости от «приказа» этих белков каждая клетка решает, как ей функционировать и есть ли необходимость дифференцироваться в клетку другого типа. Именно это свойство делает коллаген незаменимым материалом для создания биологических «строительных лесов», необходимых для выращивания новых тканей и даже целых органов.

Подобные исследования необходимы не только для ученых-биоинженеров и врачей, работающих в реконструктивной хирургии и косметологии. Ученые также предполагают, что коллаген играет важную роль в метастазировании рака — по какой-то причине он позволяет раковым клеткам отсоединяться от себя и перемещаться с током крови по организму. Детальное изучение взаимодействия коллагена с клетками нашего организма может помочь в разработке новых лекарственных препаратов для лечения рака.

Computational design of self-assembling register-specific collagen heterotrimers — Nature 25.09.2012, doi:10.1038/ncomms2084