Радиоактивные бактерии могут уничтожать рак поджелудочной железы

Дата публикации: 29.04.2013, Дата изменения: 29.04.2013

Рак поджелудочной железы в большинстве случаев заканчивается летальным исходом, поскольку он метастазирует в другие органы задолго до того, как появляются первые симптомы заболевания. Однако американские исследователи придумали способ борьбы с раковыми клетками и метастазами при этом виде рака — колонизировать их ослабленными бактериями Listeria с прикрепленными к ним изотопами рения-188. Статья ученых опубликована в журнале PNAS.

В ходе предыдущих исследованиях на мышах Клаудиа Грейвкамп (Claudia Gravekamp) из Колледжа медицины Альберта Энштейна (Albert Einstein College of Medicine) в Нью-Йорке и ее коллеги выяснили, что ослабленные листерии способны избирательно колонизировать раковую опухоль, не затрагивая здоровые ткани. Более того, они способны самостоятельно «отыскивать» метастазы рака поджелудочной железы и заселять их. В ходе нового исследования ученые решили «вооружить» эти бактерии и прикрепили к ним изотопы рения-188.

Исследователи делали инъекции этих бактерий мышам, страдающим раком поджелудочной железы, по следующей схеме: ежедневные инъекции в течение недели, затем перерыв в 1 неделю и еще 4 дня ежедневных инъекций. Спустя пару дней обследование мышей показало, что, по сравнению с контрольной группой, количество метастазов в их организме уменьшился на 90 процентов, а общий объем первоначальной опухоли сократился на 64 процента. Спустя еще 1 неделю почки и печень мышей полностью вывели радиоактивные бактерии из организма, которые не причинили вреда ни одному органу.

Исследователи считают, что слабая радиация в первую очередь воздействует на раковые клетки в метастазах из-за того, что они очень быстро делятся, и их хромосомы более уязвимы для повреждения. Хромосомам здоровых клеток и первоначальной опухоли такая радиация вреда не причинит. Кроме того, сами листерии дополнительно продуцируют молекулы реактивного кислорода, которые также повреждают ДНК клеток опухоли.

В ближайшем будущем ученые планируют повторить исследование с участием изотопов фосфора-32. Их можно внедрить в клеточную стенку бактерий, тогда как изотопы рения-188 приходилось прикреплять к бактериям с помощью антител. Идея использования этой методики в клинической практике в будущем состоит в том, чтобы применять ее для уничтожения метастазов после хирургического удаления основной опухоли.

Nontoxic radioactive Listeria is a highly effective therapy against metastatic pancreatic cancer — PNAS, 22.04.2013, doi: 10.1073/pnas.1211287110