Полет людей к Марсу потребует принципиально новой защиты от радиации

Дата публикации: 03.06.2013, Дата изменения: 03.06.2013

Астронавты, которые отправятся в полет к Марсу на любом из существующих космических кораблей, получат дозу радиации, превышающую нормативы NASA. К такому выводу пришли исследователи, изучившие уровень радиации внутри корабля, доставившего на красную планету марсоход Curiosity. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Science.

Авторы исследования подчеркивают, что оно стало первым в своем роде. Предыдущие данные об уровне радиации для астронавтов рассчитывались с помощью экстраполирования показаний находящихся на космических кораблях датчиков радиации. Однако большинство из них были либо вовсе лишены экранирования, либо не включались до приземления на Марс и не измеряли уровень радиации во время полета. В отличие от них, датчик радиации в корабле, доставившем на Марс Curiosity в августе 2012 года, был включен на протяжении всех 253 дней полета и снабжен защитным экраном, схожим с тем, который планировалось использовать для полетов астронавтов на Марс.

Согласно существующим нормативам NASA, максимальная доза радиации для здорового некурящего астронавта в возрасте от 30 до 60 лет составляет 0,8–1,2 зиверта, а для женщины того же возраста — 0,6–1 зиверт. Результаты предыдущих расчетов показали, что астронавты, которые отправятся на Марс и обратно на любом из корабле с существующей системой радиационной защиты, получат 0,66 зиверта, что является допустимым. Однако те подсчеты не учли, что астронавты также получат некоторую дозу радиации, находясь на поверхности Марса, в результате чего общее воздействие радиации для астронавтов за весь полет может превысить 1 зиверт. А такая доза уже чревата 5-процентным повышением риска развития рака. Об этом сообщают ученые из Юго-Западного исследовательского института (Southwest Research Institute) в Баулдере, штат Колорадо, во главе с Кэри Цайтлин (Cary Zeitlin).

Теперь эксперты NASA ищут способы улучшения радиационной изоляции космического корабля. По их словам, простое добавление к обшивке корабля дополнительных слоев из алюминия и полиэтилена не решит проблему — оно снизит воздействие солнечной радиации, но не защитит от галактического излучения. Поэтому в настоящее время ученые тестируют новые типы обшивки, состоящие из гидрогенизированных материалов. Наиболее многообещающим из них является покрытие из нанотрубок из нитрида бора, заполненных водородом. Они усиливают защиту экипажа космического корабля в 2 раза, по сравнению с современными материалами, и не добавляют кораблю много веса.

Measurements of Energetic Particle Radiation in Transit to Mars on the Mars Science Laboratory — Science, 31.05.2013, DOI: 10.1126/science.1235989